О нас

Новости

ВШЭ

Семинар Научного клуба лицея НИУ ВШЭ!

Дорогие друзья! Добрый день! 

В ближайшую среду 20 марта в 17:10 мы встретимся вновь! (место сообщим дополнительно, по списку регистрации) РЕГИСТРАЦИЯ: https://www.hse.ru/polls/905379061.html 
 
Мы с вами прошлись по этическому учению Канта, начали его эстетическую теорию и теперь, чтобы двигаться дальше, помня все вставшие у нас вопросы, мы должны обратиться к фундаменту кантовской системы - к знаменитой "Критике чистого разума", содержащей его гносеологию, а также взгляды на природу математики и естествознание. 
Мы начнем с самых базовых положений - с его учения об априорном знании, а также о пространстве и времени. 
 
1. Прежде всего, прошу прочитать Введение п 2 «Мы обладаем некоторыми априорными знаниями…» и п.3 «Для философии необходима наука…» 
Вопросы:
Каким образом доказывает Кант существование в нашей культуре априорных знаний? Вопрос важнейший, потому что если их не существует, то нет необходимости и во всех сложных построениях, которые свершает Кант для их обоснования. А если есть, то тогда нам надо действительно объяснить их возникновение, и тривиально это сделать точно не выйдет. Кстати вспомните, какие были подходы к обоснованию априорного знания в докантовской философии? 
 
2. Ну а далее – Кант о пространстве и времени. Это один из самых интересных разделов его работы, ибо по мнению некоторых исследователей, здесь он предвосхитил базовые положения теории относительности Эйнштейна. Мы можем затронуть и этот вопрос. 
 
Кант. Критика чистого разума. Гл. 1. Трансцендентальная эстетика
Глава первая. О пространстве (прочитать целиком, это всего 5 страниц), Глава вторая О времени (здесь можно просмотреть только п.4). Для желающих в качестве доп материала высылаю фрагмент из Августина о времени (очень хорошо «вводит» в Канта; но это по желанию)
Вопросы:
1). Какие аргументы в пользу априорности пространства и времени приводит Кант? Как вы понимаете эту мысль Канта? Что, пространства действительно не существует, и времени тоже?
3. Далее пропускаем большой фрагмент в книге и переходим сразу к основоположениям чистого рассудка..
Читать (факультативно, для желающих): «Аналитика основоположений. Систематическое изложение…» Аналогии опыта. А. Первая аналогия. Основоположение о постоянной субстанции». Посмотрите пример с весом дыма, о котором мы говорили на лекции. Данный фрагмент нам нужен для того, чтобы мы поняли отношение Канта к основоположениям (аксиомам) не только математики, но и естественных наук. Ведь именно их ИЛЛЮЗОРНОСТЬ позволяет ему разрешить антиномии чистого разума. 
 
4. И вот после этого мы сможем вернуться к этическим работам Канта, и к их базовым вопросам: как возможна СВОБОДА и почему СВОБОДА должна давать себе закон? В этой связи предлагаю посмотреть фрагмент из книги великого оппонента Канта нашего соотечественника Льва Шестова "Киркегард и экзистенциальная философия". Фрагмент называется "Отстранение этического" 
Вопрос: в чем основное расхождение Шестова с кантовским этическим учением? 
 
До встречи!   
К.В. Сорвин 
 
Обязательная регистрация для всех участников и школьников, и лицеистов.
Материалы для изучения по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/P2OMTvgww4y-NA